7 июня 2014 г.

Этика стреляния сиг

Курение — процесс глубоко ритуа­лизированный. Одна из наиболее распространенных практик, разво­рачивающихся вокруг собственно курения, — это стреляние сиг. Важно проводить четкое концепту­альное различие между сигаретами и сигами. Сигареты являются продуктом потребления, в то время как сиги — предметом выпраши­вания. Одно курят, а другое — стреляют.
Попытаемся оценить стреляние сиг с точки зрения этики, оставив за скобками вопрос об этике курения вообще. В ситуации стреляния сиг можно выделить следующие значимые эле­менты: двух субъектов этого взаимоотношения и объект взаимодействия — сиги.
Взглянем на ситуацию со стороны того субъ­екта, который предлагает сиги стреляющему. Для него она будет изменяться в зависимости от качества и количества сиг, а также от самого стреляющего — его характера, степени знаком­ства, привлекательности и прочих характери­стик. Традиция вменяет положительный ответ на попытку инициировать стреляние и даже указывает на него как на должное (что может быть обусловлено, в частности, принципом взаимности золотого правила нравственности: я даю тебе сигу, поскольку в аналогичной ситуа­ции, когда я стреляю сигу, я хотел бы ее полу­чить).
Ситуация может строиться иначе, если субъ­ект, у которого стреляют сигу, ограничен запа­сом в одну-две сигареты. В таком случае даре­ние можно считать сверхдолжным поступком. Основываясь на том же принципе взаимности, можно сказать, что субъекту в этом случае нель­зя вменить в обязанность делиться сигаретами, однако данный поступок является безусловно благим. Особые оттенки приобретает ситуация, когда стреляющим является лицо, наиболее уязвимое для негативных последствий курения (дети и беременные женщины, например). В подобных случаях факторы стреляния ставят субъект, у которого стреляют сиги, в ситуацию морального выбора: принять патерналистскую позицию (и взять на себя принятие решение за стреляюще­го, отказав ему) или же антипатерналистскую (при которой он потворствует неразумному желанию).
И, наконец, значение также имеет и то, что можно обозначить как этикет стреляния сиг. Не будем останавливаться на нем детально, но следует отметить такие факторы, как вежливость обращающегося (навязчивость и агрессивность в поведении стреляющего могут нарушить риту­ал), обращение с сигами (вдумчивое перебира­ние содержимого пачки или присвоение без раз­решения владельца более одной сигареты также являются не comme il faut) и так далее.
Взглянем на ситуацию с точки зрения стреля­ющего. Как у инициатора ситуации у него есть более широкая возможность выбора: он может сам определить, у кого стрелять сигареты. Сама эта возможность проблематизирует этическую равнозначность всех возможных индивидов. Другим важным моментом этого выбора яв­ляется регулярность стреляния. Как правило, осуждению подвергается регулярная просьба, адресованная к одним и тем же лицам, посколь­ку таким образом ритуал нарушается, превра­щаясь в форму устойчивого материального обеспечения (можно сказать, «нахлебничества»). С другой стороны, переход с «курения своих сигарет» на стреляние зачастую используется, воспринимается или декларируется как способ ухода от практики курения, избавления от нико­тиновой зависимости. В таком случае практика стреляния видоизменяется по своей этической нагруженности, превращаясь в способ оказания помощи (который можно оценить и как «медве­жью услугу») со стороны знакомых.
Стреляние сиг этически неоднозначно, так как содержит в себе потенциал для ситуаций кон­фликта, соотносящихся с категориями должно­го, одобряемого и осуждаемого в рамках «этики курения» вообще. Поэтому курение и участие в обмене сигами может быть интерпретировано как этический эксперимент, полигон для обра­ботки различных этических максим и интуиций.


Дмитрий Шмалий

3 комментария:

  1. Анонимный11 июля 2014 г., 12:25

    Что справедливо для сиг, то справедливо и для всего остального !

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный12 июля 2014 г., 3:46

    Статья очень хорошо показывает смешанность обыденного сознания. Стреляют и сигаретки и сиги, чётких границ никто не проводит, если их сознательно и решительно не устанавливают.

    ОтветитьУдалить
  3. В Питере недавно сигаретку попросили, в пачке оказалось всего 2, вежливо отказались, дескать и так мало, приятно было.

    ОтветитьУдалить